вторник, 30 августа 2011 г.

Бронепоезд "Уфа"




В продолжение недавнего моего поста про танк «Уфа» (http://brave-hamster.livejournal.com/24646.html) хочется рассказать, что был еще во время Великой Отечественной войны и одноименный бронепоезд. 



Бронепоезд «Уфа» перед выходом на позицию. 1943 год.

Бронепоезд «Уфа» был изготовлен в 1943-м году на Уфимском паровозоремонтном заводе во внеурочное время на средства, собранные жителями Уфы. Кстати, любопытный факт, часть средств на создание бронепоезда были переданы в инициативном порядке Уфимской православной епархией в виде золотой церковной утвари.



Имя «Уфа» было присвоено бронепоезду изготовителями на общем собрании рабочих завода.
Основой бронепоезда был типовой проект БП-43. Базой для бронепаровоза служили паровозы серии "О" типа 0-4-0, бронировавшихся вместе с 4-осным тендером под индексом ПР-43. 

Основной боевой состав состоял из:
- четырех артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (две танковые башни Т-34 с 76,2мм пушкой Ф-34 и 1-м ДТ в каждой башне и двумя пулеметами системы Максима в составе бронеплощадки);



Бронепоезд «Уфа» 60-го ОДБП на фронте. Лето 1944 года. На переднем плане хорошо видна конструкция бронеплощадок ПЛ-43.

- двух зенитных бронеплощадок ПВО-4 (2 зенитных орудия 61-K калибра 37мм., 2 авиационных крупнокалиберных пулемета УБ и 1 зенитная счетверенная пулеметная установка системы Максима).



Бронепоезд «Уфа» 60-го ОДБП на фронте. Весна 1945 года. На переднем плане хорошо видна бронеплощадка ПВО-4.

По краям бронепоезда ставили 2...4 двухосные контрольные платформы. На них располагался комплект запасных рельсов, шпал и пр. На контрольных платформах и на крышах артплощадок часто устанавливались дополнительные зенитные пулеметы.



Бронепоезд «Уфа» 60-го ОДБП на фронте. Лето 1944 года. На переднем плане видна зенитная установка - полуось автомобиля с установленным на ней 12,7-мм авиационным пулеметом УБ.

Макс. масса бронепоезда 400т, макс. скорость 45..50 км/ч. Запас хода по воде 80..100км; по углю 100..120км (с тендером 250..300км).

Бронепоезд вошел в состав 1-го Прибалтийского фронта и был приписан к 60-му отдельному дивизиону бронепоездов, который тогда базировался на станции Клястица Псковской области.



Бронепоезд «Уфа» 60-го ОДБП на фронте. 1943 год. Действия по тревоге.

Бронепоезд «Уфа» участвовал в боях за город Полоцк и в освобождении Прибалтики. Примечателен эпизод боевой деятельности бронепоезда «Уфа» летом 1944 года, в котором ему удалось огнем своих орудий остановить прорыв немецких частей на слабозащищенном рубеже наших войск в районе станции Пенары. Среди подтвержденной уничтоженной техники противника имелось 4 бронемашины, 3 танка и 2 самоходных орудия. Экипаж бронепоезда во главе с командиром майором С.Н. Егоровым был представлен к государственным наградам.

Славно повоевал этот бронепоезд.

Летом 1945 года 60-й ОДБ был расформирован, бронепоезда сняты с боевого дежурства и отправлены на хранение. В 1959 году бронепоезд «Уфа», как потерявший боевое значение, был списан с хранения.

Использованные при написании поста материалы:
Коломиец М. Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 1. //Фронтовая иллюстрация, № 7, 2007г.
http://brave-hamster.livejournal.com/31525.html#cutid1

3 комментария:

  1. Бронепоезд «Уфа» 60-го ОДБП на фронте. Весна 1945 года. На переднем плане хорошо видна бронеплощадка ПВО-4.
    Это фото не БП "Уфа", а "Салават Юлаев". Помимо информации в инете. отличие в типе танковых башен . У БП. "Уфа"- один большой люк ввиде трапеции у "Салават Юлаев" -два круглых. То же по установке пулемёта "Березина", ЗДЕСЬ ТОЛЬКО ССЫЛКИ НА сведения из ИНЕТа. Кроме того есть ещё фото пулемёта БУ И ИМЕННО На "Салават Юлаев" Ответ или обмен информацией на мыло poizk@yandex.ru Фариту

    ОтветитьУдалить
  2. Для связи с автором последнего комментария теперь действует другой адрес: molokanov58@list.ru. Дополнение к комментарию: О возможности различать бронепоезда "Уфа" и "Салават Юлаев" по типу танковых башен читать здесь: http://www.bp01.ru/public.php?public=2983

    ОтветитьУдалить
  3. Григорий Молоканов-мой псевдоним в действительности ч - Фарит Латыпов. Майор Егоров не являлся командиром бронепоезда , а был командиром бронедивизиона № 60, в состав которого помимо БП "Кфа" входил и БП "Салават Юлаев". Сообщение о боевых действиях БП "Уфы" В районе Пенары не находит подтверждений. Такого населённого пункта нет ни описания мест боёв членов экипажа, да и вообще нет такого географического названия. Получается что наш автор растиражировал чьё-то ошибочное заявление , из числа случайных и неподтверждённых. а подтверждения должны были содержаться в описаниях боевых заслуг членов экипажа бронепоезда, представленных к правительственным наградам и особенно в наградном листе капитана Серёгина Фёдора Ивановича Действительного командира БП "Уфа"

    ОтветитьУдалить